ПРОФЕССИОНАЛИЗМ,
КАЧЕСТВО, КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД
 
русский | english
   
Бейкер Тилли Руссаудит (Казахстан)
Знак качества в профессии


editor

БизнесLife, #4 2015

Для казахстанского рынка отсутствие единых стандартов качества во многих сферах, в том числе и в недвижимости, стало заметной проблемой. Неоднократные попытки унифицировать стандарты качества либо проваливались, либо приводили к тому, что каждая крупная компания вводила свои нормы, не действующие для всех остальных.

В то же время многие западные инвесторы очень хотят, чтобы казахстанский рынок стал более прозрачным, не в последнюю очередь благодаря соблюдению общепринятых международных стандартов. Жизненно важным наличие международной регуляторной системы становится сейчас, в условиях нарастающей глобальной неопределенности в течение предстоящих месяцев или даже лет.

 

ЧТО ЕСТЬ КАЧЕСТВО

Практически нет ни одной компании, которая в своих рекламных буклетах не пишет о высоком качестве товара или услуг, которые она предоставляет.

Надо заметить, что самому термину «качество» присуща полная понятийная чехарда. Фундаментальное определение качества как философской категории гласит: «Качество есть вообще тождественная с бытием непосредственная определенность… Нечто есть благодаря своему качеству то, что оно есть, и, теряя свое качество, оно перестает быть тем, что оно есть…». Иначе говоря, качество – это присущие какому-либо объекту свойства и характеристики, которые определяют объект как таковой и отличают его от другого.

В прикладном понимании термин «качество» часто заменяется на понятие «полезность» (англ. utility) или способность удовлетворять потребности. Таким образом, формула связи качества и полезности может выглядеть следующим образом:

Полезность = качество + удовлетворение потребностей

Свойства и характеристики товара, в принципе, могут быть определены нами с точки зрения таких критериев, как его срок службы, надежность в эксплуатации, полезность или вред для здоровья и так далее. Мало того, мы понимаем, что именно совокупный набор таких характеристик и определяет конкурентоспособность каждого конкретного бизнеса. Что касается определения качества оказываемых услуг, то тут все гораздо сложнее. С точки зрения здравого смысла все услуги не могут быть одинаково качественными. Так от чего же зависит качество такого продукта, как услуга? Почему так трудно оценить ее качество? Для начала нужно разобраться в том, что представляет собой услуга.

На первый взгляд в таком преломлении понятие «качество» кажется крайне неопределенным. Каковы критерии качества такого продукта, как услуга?

У услуг есть отличительные особенности:

  1. Услуга имеет нематериальный характер.
  2. Очень сложно оценить качество услуги в количественном выражении.
  3. Моментный характер оказания услуги – услуги не складируются.
  4. Качество услуг оценивается комплексно: как качество результата и качество сервиса.

Таким образом, разложив услугу на составные части, можно попытаться определить критерии каждой услуги и степень ее выполнения. Так как я занимаюсь оценкой бизнеса и инвестиционных проектов, мне, конечно, тема именно этих услуг ближе и роднее.

Компоненты процесса оказания услуги «оценка» можно разделить на составляющие:

Чаще всего заказчик, не обладая специальными знаниями, может судить о качестве полученной услуги только по качеству сервиса, а не по качеству результата. Поправлюсь, в качестве результата в оценке воспринимается часто только результирующая цифра, что, конечно, не очень радует профессионалов. Каким образом она получена, насколько корректно и профессионально проведен расчет и представлены результаты, заказчику понять не всегда хочется, да и не всегда возможно, так как зачастую его представители не обладают надлежащими компетенциями. Тем более мне бы хотелось подробнее остановиться именно на качестве результата, так как именно этот момент очень важен для престижа профессии.

Остановимся на первом пункте – стандарты. Для чего они нужны? Стандарты необходимы для унификации процесса, чтобы заказчик и подрядчик разговаривали на одном языке. И тот и другой должны иметь четкие критерии понимания всех процедур, унифицированную систему координат, иначе открывается простор для вольных трактовок. В основном стандарты оценки (в частности, казахстанские) – это не пошаговая инструкция по выполнению определенных процедур. Казахстанские стандарты оценки – это довольно формальное перечисление методов, которые могут быть использованы в процессе определения стоимости.

 

СТАНДАРТЫ ОЦЕНКИ

Казахстанские стандарты оценки не противоречат Международным стандартам оценки (IVSC). В свое время инициатором создания Комитета по международным стандартам оценки стало RICS (Королевское общество сертифицированных экспертов), крупнейшая международная организация оценщиков и специалистов по недвижимости с отделениями во многих странах мира, включая Российскую Федерацию и страны СНГ. Миссия RICS – создание и гармонизация единых международных стандартов в областях, связанных со строительством и управлением недвижимостью (оценкой в том числе).

Все стандарты и руководства RICS, помимо технической части, содержат главы, посвященные этике. Эти дополнения необходимы для того, чтобы оказание услуг не вызывало конфликта интересов разных сторон.

В шестое издание стандарта RICS для оценки так называемой «Красной книги» включены основные блоки: квалификация оценщика, включая требования к регистрации и контролю за его деятельностью; знания и навыки, необходимые оценщику; оценка для финансовой отчетности, коммерческого кредитования, правила составления договоров, учет действий и ответственности всех сторон; методы проведения инспекции.

То есть подробно разобраны все стадии оценочной деятельности.

Важнейший элемент стандартов RICS – требования к компетентности оценщиков. Компетентность подразумевает, что оценщик должен обладать необходимой квалификацией и опытом оценки соответствующих активов. При этом RICS подчеркивает, что оценка – это мнение конкретного оценщика, профессионально изложенное на основании доступных ему фактов и рыночных данных, она содержит элемент субъективности и неопределенности, присущий финансовым рынкам и экономике как науке, их описывающей.

Для получения качественного результата в области оценки очень важно наличие профессиональных компетенций как у руководства компании, так и персонала. К сожалению, у нас практически отсутствует национальная система сертификации качества услуг. Но Казахстан активно интегрируется в мировое сообщество, и международные сертификации специалистов и компаний очень востребованы. Часто мы можем видеть, когда в тендерных условиях на проведение тендера на оценку прописываются очень забавные требования к квалификации оценщика, которая не имеет никакого отношения к оценочной деятельности, например:

  • АССА
  • ДИПИФР
  • СFA

Оставим на совести тендерных комиссий их профессионализм и вернемся к истинно оценочным профессиональным компетенциям.

Не покривлю душой, если скажу, что наиболее престижная квалификация – членство в такой профессиональной международной ассоциации, как RICS. Это своеобразный знак качества в профессии. Престижным оно является главным образом и потому, что получить его можно, только сдав довольно серьезный экзамен.

 

ЧЛЕНСТВО В RICS

Оно возможно в двух вариантах: MRICS (Member of RICS) – стандартное членство и FRICS (Fellow of RICS) – член-корреспондент. Второй тип членства является признанием активного участия кандидата в деятельности организации и развитии отрасли. Получить степень могут специалисты со значительным опытом работы после успешного прохождения экзамена. Экзамен RICS – не простая формальность, сдать его успешно довольно сложно. Я принимаю экзамены и как асессор, и как председатель экзаменационной комиссии с 2011 года. К сожалению, могу констатировать, что часто кандидаты переоценивают свои знания и не всегда могут подтвердить высокую квалификацию на экзамене. Прохождение экзамена со второй и третьей попытки – не редкость. Тем не менее в Казахстане сейчас уже зарегистрирован 21 член (из них 10 членов – казахстанцы, 11 – иностранные граждане).

В последнее время ко мне обращаются за информацией о том или ином специалисте, который называет себя членом RICS, хотя таковым не является. Поэтому привожу список всех действительных членов организации от Казахстана на сегодняшний день:

  1. Абдуллаев Кайрат (MRICS с 2014 года)
  2. Беддоу Марк (FRICS с 1984 года)
  3. Вуллер Тристан (MRICS c 2006 года)
  4. Вейч Лауренс (MRICS c 1988 года)
  5. Гиш Татьяна (MRICS c 2009 года)
  6. Дибб Пауль (FRICS с 1988 года)
  7. Кассенов Нурсултан (MRICS с 2014 года)
  8. Лельчук Сергей (MRICS с 2014 года)
  9. Левис Алан (MRICS с 1981 года)
  10. Нельсон Стефан (MRICS c 1988 года)
  11. Пиндер Джон (FRICS с 1973 года)
  12. Самойлов Константин (MRICS c 2009 года)
  13. Сковроньси Лукаш (MRICS с 2014 года)
  14. Стот Уильям (FRICS с 2010 года)
  15. Тасбулатова Дина (MRICS с 2014 года)
  16. Утешева Саида (MRICS с 2011 года)
  17. Уолкер Джеймс (MRICS с 1983 года)
  18. Халиков Рустам (MRICS с 2011 года)
  19. Ханбабаев Немат (MRICS с 2010 года)
  20. Шутте Андриес (MRICS с 2007 года)
  21. Чесноков Олег (MRICS с 2011 года)

 

ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ RICS

Очень важна способность компании защитить полученный результат перед третьими лицами. Специфика работы оценщика – то, что работа, которая выполняется для клиента, почти во всех случаях проведения оценки, предназначена фактически для третьих лиц (инвестор, банк), и как следствие – постоянное вовлечение в конфликт интересов между заказчиком и этим самым третьим лицом. Национальные стандарты не описывают правил поведения, этических требований к оценщику. В стандартах оценки RICS «Red Book» этическим нормам уделено очень большое внимание. Отклонение от правил или отказ придерживаться этических стандартов может привести к дисциплинарным мерам (большой штраф, исключение).

Этические нормы RICS – это набор ясных и простых правил:

1. Действуйте, соблюдая принципы деловой этики. Это означает быть честным и открытым во всем, чем Вы занимаетесь. Данный принцип включает, но не ограничивается следующими нормами поведения или действиями:

 

  • Быть профессионалом, имеющим репутацию надежного человека.
  • Быть открытым и понятным в методах работы.
  • Обмениваться соответствующей и необходимой информацией с Вашими клиентами и/или другими сторонами и действовать таким образом, чтобы они могли воспринять эту информацию.
  • Соблюдать конфиденциальность информации Ваших клиентов и потенциальных клиентов.Не разглашать информацию другим лицам, кроме случаев, когда такое разглашение будет уместным.
  • Не злоупотреблять доверием клиентов, коллег, третьих сторон или других лиц, чьи интересы Вы обязаны соблюдать.
  • Не допускать пристрастности, конфликта интересов или неправомерного вмешательства других лиц в Ваши профессиональные или деловые суждения и обязательства.
  • Ясно давать понять всем заинтересованным сторонам, где возникает или даже потенциально может возникнуть конфликт интересов между Вами или Вашим работодателем и Вашим клиентом.
  • Не предлагать и не принимать подарки, не оказывать знаки внимания или услуги, которые могут подразумевать выполнение ненадлежащих обязательств.
  • Действовать последовательно в интересах общественности, когда речь идет о принятии решений или предоставлении консультации.

 

2. Всегда придерживайтесь высокого стандарта обслуживания. Это означает гарантировать, что Ваш клиент или другие стороны, перед которыми Вы несете профессиональную ответственность, получат самую лучшую рекомендацию, содействие или оказываемые Вами услуги на согласованных условиях.

3. Поступайте так, чтобы способствовать формированию доверия к профессии. Это означает действовать так, чтобы примером профессиональной и частной жизни способствовать формированию собственного положительного профессионального имиджа и имиджа Вашей фирмы или организации, в которой Вы работаете.

4. Относитесь к другим с уважением. Это означает обращаться с людьми вежливо, обходительно и предупредительно, независимо от их расовой принадлежности, религии, возраста, страны происхождения, пола, сексуальной ориентации или нетрудоспособности. Это также означает понимать особенности других культур и практику деловых отношений.

5. Берите на себя ответственность. Это означает нести ответственность за все свои действия, не обвинять других, если что-то идет не по плану, и при возникновении нестандартной ситуации будьте готовы принять соответствующие меры.

 

ИСТОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ

История RICS (Royal Institution of Chartered Surveyors) восходит к 1792 году, когда в Великобритании был организован первый профессиональный клуб оценщиков. В XIX веке Англия пережила бурный индустриальный рост: увеличивалось количество возводимых зданий, а чтобы контролировать качество строительства, потребовалась помощь независимых экспертов в сфере недвижимости. Таким образом, 15 июня 1868 года 49 оценщиков подписали хартию о создании нового общества, первым президентом которого стал Джон Клаттон. К слову, самая первая штаб-квартира в центре Лондона до сих пор является действующим офисом RICS, и это единственное здание на Парламент-сквер, которое не принадлежит королевской семье.

С самого начала общество занималось созданием стандартов строительства. В эпоху индустриализации тысячи людей из сельской местности хлынули в города, что привело к перенаселенности. Специалисты RICS инспектировали качество заводов и предприятий, чтобы предотвратить несчастные случаи и обрушения зданий, а также жилые дома, в которых царила антисанитария, грозившая эпидемиями. Введение единых стандартов качества позволило улучшить ситуацию в строительной сфере.

Со временем организация разрослась и взяла на себя функции регулятора на рынке недвижимости в Великобритании. В общество стали вступать специалисты по землепользованию, проектные управляющие, юристы, брокеры и страховщики. Сегодня RICS объединяет около 100 тыс. специалистов, не только оценщиков, но и всех экспертов 20 специализаций, чья деятельность так или иначе связана с недвижимостью: строительство, архитектура, финансирование и инвестиции, связанные с управлением недвижимостью; управление проектами, планирование и развитие деятельности; количественные измерения, а также управление объектами недвижимости. На сегодняшний день в Европе, России и СНГ 6829 членов, включая 353 члена в России и СНГ.

RICS – инициатор создания международных этических стандартов (International Ethics Standards – IES) для профессионалов всего мира. Организация публикует и другие стандарты, например посвященные управлению недвижимостью и брокериджу (REABS).

 

Ссылка на источник

 
independent member of Baker Tilly International
BT Kazakhstan Valuation & Consulting LLP © 2010
050002, Казахстан, г. Алматы, ул. Гоголя 39, уг. Зенкова, Бизнес центр "Сайхан", 12 этаж
Телефон: (727) 244-84-22 | E-mail: info@btk.kz
     
торрент
Яндекс.Метрика